Как определить начала и концы обмоток электродвигателя
При подключении трех фазного асинхронного двигателя важно не перепутать «начала» и «концы» обмоток. Что делать если вдруг все-таки они перепутались.
Дело было так. Отправили мы на перемотку трех фазный двигатель 380/660В. Когда перематывают двигатель 220/380В, его сразу соединяют в звезду и выводят три провода, которые только остается подключить к фазам. В нашем же случае двигатель надо подключать в треугольник, поэтому в нем были выведены все шесть концов. Обмотчики, конечно, промаркировали выводы медными проволочками.
Один из наших электриков не понял этой маркировки и соединил выводы по своему, и удалил «не нужные» проволочки маркировки. Конечно, он соединил выводы не правильно, иначе не о чем было бы говорить. При включении двигателя сразу же выбило автомат. То, что соединили, не правильно сразу стало ясно, поэтому переключили по другому. Опять тот же эффект. Еще раз переключили, двигатель вроде запустился, но ток зашкаливал, и защита опять сработала. Так мы пытались определить «начала» и «концы» выводов «методом научного тыка».
Начальству это не понравилось, и запретили дальнейшие эксперименты. Вызвали обмотчика, чтобы тот нашел, где «начала» и где «концы» обмоток.
Сами обмотки вычислить не сложно, достаточно прозвонить. А вот найти где у них «начала», а где «концы» задача посложнее, даже разобрав двигатель, будет сложно.
Просто поразительно столько опытных электриков, есть даже пенсионеры. А как найти «начала» и «концы» обмоток двигателя никто не догадался. Поэтому добавляем ниже описанный способ в копилку секретов опытных электриков.
Пришел обмотчик и дал нам несколько полезных советов. Во-первых, мы попеняли ему, что неплохо было бы перемотать двигатель на напряжение 220/ 380В. На что он ответил, что это сложнее надо брать провод другого сечения, и количество витков тоже другое. Все это надо рассчитывать, вычислять. А так взяли, убрали все обмотки кроме одной, посчитали, сколько у нее витков, и провод взяли такой же.
Обмотчик и не собирался разбирать двигатель для определения начала и концов обмоток. Как он сказал, что все это условно. Важно относительность «концов» и «начал» между самими обмотками. То есть условно три вывода обмоток мы можем считать началами, хотя реально, по намотке это будут концы. Немножко запутано, но это неважно.
Обмотчик взял с собой понижающий трансформатор и вольтметр. Соединил две обмотки двигателя последовательно и подключил к их свободным концам вольтметр. На третью обмотку подал пониженное напряжение с трансформатора. Стрелка вольтметра осталась на нуле. Значит, соединенные выводы обмоток условно назовем «началами», и обозначим их подмотнув изолентой. Чтобы убедится что все правильно работает выводы одной из обмоток поменяли местами. Опять замерили напряжение, на этот раз стрелка отклонилась, все правильно.
Теперь осталось найти «начало» на третьей обмотке. Все точно так же, берем одну обмотку с найденным «началом» и последовательно соединяем с третьей обмоткой, и подключаем вольтметр. А на вторую обмотку подаем напряжение. Стрелка отклонилась, а стрелка отклоняется, если «начало» одной обмотки соединено с «концом» другой обмотки. Так как мы понимаем, что соединили с началом первой обмотки (которое мы уже определили), «конец» третьей обмотки. Вывод третьей обмотки соединенный с вольтметром помечаем изолентой как «начало».
Для того чтобы соединить обмотки двигателя в треугольник, нужно «начало» первой обмотки соединить с «концом» второй, «начало» второй обмотки с «концом» третьей и «начало» третьей с «концом» первой.
Соединили обмотки, подключили двигатель, он сразу же заработал как надо.
Еще обмотчик сказал что этот способ определения начал и концов обмоток двигателя называется «метод Павлова».
Так умный обмотчик научил глупых электриков пятого разряда и начальника электроцеха уму разуму.
Если чего не поняли или есть вопросы, пишите в комментариях.
Все понял и вопросов нет, просто — как дополнение. Нечто подобное используется для определения начал и концов обмоток в многообмоточных трансформаторах. Только используется источник небольшого постоянного напряжения — батарейка, тестер в режиме омметра и т.д., а в качестве индикатора — головка магнитоэлектрической системы, или, опять же тестер в режиме измерения малых постоянных токов. При подключении источника к одной из обмоток, индикатор, подключенный к другой, покажет бросок напряжения соответствующей полярности. Полярность — в зависимости от того, как подключен индикатор: + и -, начало и конец, что к чему…
По мойму этому учат на любом обучающем курсе на электрика,почему это не знали электрики,это как закон ома
Алексей,если учесть что эти электрики последний раз учились 30-40 лет назад, к тому же были двоишниками и троишниками.
Обычно двигатели приходят уже промаркированными поэтому крайне редко приходится определять начала и концы обмоток. Мало опыта и практики.
наоборот к две последовательно соединенные обмотки- подают пониженное напряжение, а на третей снимают показания вольтметра)))
ЭТО ПОНЯТНО, А ВОТ ВАМ ЗАДАЧА:
ЕСТЬ ТРАНСФОРМАТОР (НЕ САМОДЕЛЬНЫЙ) 3-Х ФАЗНЫЙ НА Ш-ОБРАЗНОМ ЖЕЛЕЗЕ, НО НЕТ ШИЛЬДИКОВ ОТВЕЧАЮЩИХ НА ВСЕ ВОПРОСЫ (НА КАКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ПЕРВИЧКА-ВТОРИЧКА, КАКОВА МОЩНОСТЬ, КАК ВКЛЮЧЕНЫ ОБМОТКИ: ЗВЕЗДА-ТРЕУГОЛЬНИК,…???).
КАК ОПРЕДЕЛЬТЬ ПУТЕМ ВИЗУАЛЬНОГО ОСМОТРА И ИЗМЕРЕНИЙ, ВСЕГО И ПО ВСЯКОМУ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ?
Я ВЫЯСНИЛ ПО СЕЧЕНИЮ ПРОВОДА — ПЕРВИЧНУЮ ОБМОТКУ: ОНА САМАЯ ТОНКАЯ И НЕ ИМЕЕТ ОБЩЕЙ ТОЧКИ, ПОЭТОМУ СДЕЛАЛ ВЫВОД О ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ ОБМОТКИ В ТРЕУГОЛЬНИК. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МОЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРА? ДОЛЖНЫ-ЛИ ВТОРИЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ СООТВЕТСТВОВАТЬ РЯДУ СТАНДАРТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ (6,12,18,24,36,42,127,220,380,660)?
Здравствуйте! Наш случай! а понять не можем. Двигатель 110квт переключился со «звезды»на «треугольник»начал набирать обороты и вдруг загудело в шкафу управления,амперметры зашкалили за 250ампер произошло возгорание снизу где находятся вставки на 250ампер,а точнее выгорела одна вставка.Что произошло? Ответьте профессионалы.Спасибо.
Мы не ставим на защиту двигателя вставки, так как при перегорании одной вставки двигатель останется работать на 2-х фазах. Мы ставим автоматы.
Надо прозвонить двигатель возможно замыкание на землю или межвитковое замыкание.
у Вас не правильно выбраны вставки, на ваш двигатель вставки должны быть больше, а вставки сгорели засчет пусковых токов…
у меня другой случай . есть 6 выводов они все прозваниваються между собой
.создаються ощущение что они все соедены в пучок. но по релейной схеме двигатель запускаеться сначало по треугольнику малые обороты а потом переключаеться на звезду высокие обороты. на двигатели нет шилдика но по документам на станок он 75квт. в чем загвостка. я это двигатель чуть в перемотку не отдал думал что замкнул
толик, скорее всего двигатель двух скоростной. Он уже внутри соединен в схему. Три вывода на одну скорость, а три других вывода на вторую скорость. Если неизвестно какие выводы можно вызвонить омметром
Наверно схема выглядит так:
А у меня проблема другого плана. Электро двигатель консольного насоса 89 года выпуска, 11квт 2850 об/мин (не эксплуатировался). До подключения просушил статор. Клемник заводской установки на 6 выводов, прозвонил мегаометром и сравнил сопротивление обмоток тестером. Собрал звездой и включил без нагрузки. Замерил ток нагрузки двумя по очередно клещами (1.1 А.) Гонял 3 часа, вебрацый нет температура в норме. Включил с нагрузкой (сам насос был отрезервирован подшипники смазаны) замерил ток нагрузки (14 А), через 10 минут двигатель начинает гретса. Через 20 минут темперетура на поверхности двигателя составила 58 градусов и продолжала рости, ток нагрузки поднялся до 14,5 А. Я поменял входа на клемнике, но проблемма осталась и ампераж по расчетам не вяжется и температура.
Что-то ток маловат. Что за двигатель, может его надо в треугольник соединять
Как определить начало и концы обмоток элетродвигателя простым способом тоесть без мегаомметра,без понижающего трансформатора, без тестера.Предположем находимся в деревне там где есть только 220в перменное напряжения или обычный автомобильный аккумулятор.
Тоже самое, главный принцип в том что двигатель может работать как трансформатор.
На короткое время можно подать напряжение напрямую, без понижающего трансформатора.
В место тестера можно подключить две одинаковые лампочки, малой мощности, соединенные последовательно
подключил двигатель по схеме звезда 380 В ,через автомат 16 А, пускатель 5,5 кВт с теплушкой ,выбивает автомат при пуске. что это может быть ?