Ревизия двигателя постоянного тока
В прошлый раз мы сняли двигатель постоянного тока со скребкового питателя статья: «Двигатель постоянного тока на скребковом питателе». Как выяснилось, двигатель вполне исправен и ремонт не требуется. Но мы не стали сразу, же ставить его на место, а решили провести ревизию, очистить, смазать.
Для начала двигатель следует разобрать. Во-первых, снимаем полумуфту (это можно сделать потом). Во-вторых, выкручиваем болты, держащие крышки двигателя. В-третьих, откручиваем провода, идущие к щеткам. Далее снимаем крышки и щеткодержатель, извлекаем ротор. Когда двигатель разобран, его надо продуть сжатым воздухом от пыли или очистить щеткой.
Проверяем состояние частей двигателя. Смотрим подшипники берем в руки верхнюю часть подшипника и двигаем в зад перёд, в верх низ, наискосок, люфт должен быть минимальным. Проверяем вращение подшипника он должен вращаться свободно не застревая. Проведя эти манипуляции с подшипником, мы выяснили, что у обоих достаточно большой люфт.
Подшипники было решено заменить. Задний подшипник снимали съёмником, пытались снять наверно целый час, пока не догадались проверить и убрать стопорное кольцо, после чего подшипник сразу же снялся. Между передним подшипником и его крышкой был слишком маленький зазор менее 5mm. Поэтому здесь невозможно было пользоваться съемником, этот подшипник мы просто выбили.
Слабой частью двигателя постоянного тока является коллектор и щетки, проверяем их. Коллектор должен быть ровным, не конусом. При необходимости коллектор отдаем проточить на токарном станке. Зачищаем мелкой наждачной бумагой и протираем коллектор ацетоном, не лишним будет отполировать его пастой «гоя». Щетки можно заменить, если они сильно изношены.
Приступаем к сборке двигателя постоянного тока. Берем новые подшипники, промываем их ацетоном, проверяем их, как описано выше, вдруг они бракованные. Подшипник недолжен свободно надеваться на вал и проворачиваться в крышке двигателя. Если это происходит вал надо нарастить сваркой, наплавочным электродом и проточить на токарном станке. Крышку можно заменить, надкернить, или наплавить.
Снимаем с подшипника сепараторы, теперь его следует нагреть, например, на электрической плите. Как правило, нагретый подшипник свободно надевается на вал ротора. Не забываем сначала надеть заднюю крышку подшипника, если двигатель не имеет задней крышки, то надеваем сепаратор, после этого надеваем горячий подшипник. Если подшипник идет туго его надо нагреть сильнее, или забить молотком и трубой. Ждем, пока подшипник остынет.
Когда подшипник остыл, набиваем его смазкой, устанавливаем стопорные кольца, если есть, и собираем двигатель дальше. Ротор двигателя вставляем в статор, делать это надо осторожно, чтобы не повредить обмотки. Берется труба диаметром больше вала ротора. Просовывается труба через статор, и вставляем в нее вал ротора. Один человек берет за трубу, второй за ротор и аккуратно вводит ротор в статор.
В заднюю крышку подшипника вворачиваем шпильку. Устанавливаем крышки двигателя на место и закручиваем болты. Вворачиваем два болта в крышу подшипника, выворачиваем шпильку и на ее место вворачиваем болт. Не забудьте установить щеткодержатель с щетками и прикрутить провода, и закрепляем на место по меткам затягиваем болты.
Когда двигатель собран, надеваем полумуфту, нагреваем ее, как и подшипники, мы греем до тех пор, пока краска не обгорит. Надеваем ее следим, чтобы совпали шпоночные пазы, и вбиваем шпонку.
Вот двигатель и готов осталось разобраться с клеммной коробкой, подключить проверить, и установить на место. Может что упустил?
Ищу высокоскоростные ЭД постоянного тока. Возможно Вы, ремонтируя их, сможете помочь.
Нужен двигатель отечественного изготовителя с возможно более высокой частотой вращения (скажем 8000 — 15000 об/мин). напряжение около или немного больше 200 В, мощностью приблизительно 5-7 кВт (на валу) и возможно меньшего веса (например 3-5 кг). Раньше были такие ЗД в электрорубанках, электрошлифмашинках и пр. Буду очень признателен за ответ тех, кто ремонтирует такие двигатели и знает о них. Для начала предприятию нужно несколько таких двигателей, при успешных испытаниях — около 100, а позже примерно 1000 двигателей. Поиски в Интернете практически ничего не дали (кроме ЭД для авиамоделей — мощн. 2,5 квт, масса 0,8 кг, но не подходят по напряжению. Помогите, добрые люди! Александр.
Могу посоветовать обратится на завод изготовитель, там могут сделать двигатели на заказ.
Вот некоторые Российские заводы:
ОАО «Псковский электромашиностроительный завод»;
ООО «Элвар Проект», г. Псков;
ОАО «Электромашина», г. Белгород;
ООО «Электропром», г. Прокопьевск, Кемеровская обл.;
ЗАО «Кросна-мотор».