Приливное электричество стремительно рождается у берегов Шотландии
На бумаге идея выглядит ослепляюще очевидной: надо просто взять версию ветряной турбины и установить её на морское дно так, чтобы её лопасти вращались в течении приливов, вырабатывая таким образом энергию.
В отличие от ветра, приливы можно полностью предсказать на десятилетия вперёд.
Турбины, находясь под волнами, находятся и вне нашего поля зрения, а может быть, и сознания. И приливные течения, конечно же, полностью свободны от углерода.
Для островной нации, окруженной одними из самых мощных течений в мире, как говорят оптимистичные прогнозы, эта форма энергии могла бы – и должна – играть большую роль в поддержании британских лампочек включенными.
Это одна из причин, почему Шотландию описывают как Саудовскую Аравию возобновляемых источников энергии.
Я был в обжигающих нефтяных полях Аравии, и это крайне трудно сравнить с поездкой в Оркни, на передовую исследований приливной энергии к северу от шотландского побережья.
Катер доставил нас в место между островами, где волны проносятся из Атлантического океана в Северное море и обратно каждые шесть часов.
Укрощение этого огромного источника энергии кажется не слишком сложным, но будет сложнее, чем прокладка трубопровода в пустыне.
Суровый климат
Первый вызов – это погода. Это невероятно жёсткие условия окружающей среды для постройки чего-либо, не говоря уже об управлении большим числом машин под поверхностью моря.
Пока мы мчались, подвергаясь килевой качке, через сильные волны крошечного острова Идэй, ледяные ветры, проносящиеся со скоростью до 40 миль в час, приносили один за другим сильные ливни из дождя, мокрого снега и даже града. И это – в середине мая.
Нас везли посмотреть на одну из последних машин, которая должна пройти проверку всем, что Оркни может бросить на неё – на норвежскую турбину Hammerfest 1000, гигантский трёхлопастной пропеллер, помещённый на почти 1000 тонн стальной конструкции, расположенной на морском дне. Правда, мы не могли её видеть, потому что она расположена под поверхностью, достаточно глубоко, чтобы избежать перевозки. Только неразборчивые изображения с дистанционно управляемой машины – с робота-подводной лодки – подтверждают, что гигантская машина там, вращается в бушующем море.
Эту турбину сейчас тестирует энергетическая компания Scottish Power. Её выбрали потому, что она пережила пять лет около побережья Норвегии, не развалившись на части. Для начинающей развиваться отрасли это существенный срок.
В планы Scottish Power входит размещение десяти подобных машин около Ислэя в следующем году и, позже, до ста в заливе Пентлэнд.
Пока катер вздымается на волнах, а сильные порывы ветра срывают нашу водонепроницаемую одежду, я стараюсь прокричать свои вопросы руководителю проекта Кейту Андерсену. Наиболее очевидный из них касается масштабов, и это относится к десяти или около того технологии использования возобновляемой энергии моря, испытываемых сейчас в Оркни: «Если каждая машина Hammerfest будет производить заявленный 1 МВт энергии, не нужно ли вам будет около 1000 таких, чтобы сравниться с мощностью типичной газовой или электрической электростанции? Можно ли представить огромные армии турбин, разбросанные по океаническому дну?»
Вызов предсказуемости
Мистер Андерсон считает, что можно.
— Настоящая цель, — говорит он, — это установить предсказуемость, которую можно ожидать от приливной энергии, и включить её в энергетическую смесь, которая включает менее предсказуемые источники, такие как ветер или волна. Основная цель этой машины – это проверить, может ли она производить энергию (а мы уверены, что может) и показать, что она крепкая и может эксплуатироваться. Мы верим, что Соединённое королевство расположено в фантастическом месте для производства и инвестирования.
Может быть, он и прав, но сейчас мы укрываемся у кормы катера, прижимаясь к перилам и втискивая наши ботинки в кольца верёвок, чтобы не подскользнуться на сырой палубе.
Странные изобретения
Итак, первый вызов – это выживание. И Европейский исследовательский центр морской энергии (European Marine Energy Centre), организованный в Оркни в 2003 году, проводит испытания различных странных и поразительных разработок, чтобы компании могли проверить, какие из них могут справляться.
Когда я впервые посетил центр в 2009 году, тестировалось небольшое количество технологий. Сейчас все 14 его «причалов» — участков моря, соединённых с помощью кабеля с берегом – заняты, что свидетельствует о растущей заинтересованности в этом недавно открытом источнике энергии.
Более важным является то, что список компаний, вовлечённых в эту работу, изменился от небольшого количества сравнительно небольших малоизвестных концернов, борющихся с непогодой и неубеждёнными инвесторами, до россыпи известных названий в инженерии и энергетике. Rolls Royce и Kawasaki Heavy Industries теперь среди гигантов, исследующих развитие приливной энергии. Voith Hydro, производитель гигантских турбин, установленных на огромных плотинах, таких как Три ущелья в Китае, также принимает здесь участие. Siemens сейчас запускает SeaGen, первую коммерческую приливную систему, разворачиваемую на озере Стрэнгфорд в Северной Ирландии.
Большинство привлекают огромные субсидии. Каждая единица энергии, запущенная в энергетическую систему с морского источника энергии, даёт почти в пять раз больше, чем ископаемые виды топлива.
Вопрос в том, создаст ли это продуманные и жизнеспособные технологии, и как скоро.
Новая революция
Это немного напоминает первые дни пара или авиации: первые творения прошли тест на жизнеспособность, и теперь большие монстры промышленности начинают интересоваться ими.
Пока мы, кренясь на борт, плывём назад к берегу, большинство людей на борту, включая вашего покорного слугу, чувствуют себя более угнетёнными, чем в начале поездки, и более восторгающимися командами, полными решимости не просто покорить дикие моря Оркни, а приручить их.
Последняя мысль: если эта промышленная революция действительно будет иметь место и эти машины размножатся на морском дне, вызвав его небывалое изменение, а также того, как мы получаем энергию, нам нужно будет новое слово, чтобы описать их. «Фермы» не подойдёт для собрания из тысячи гигантских машин. Раньше я упомянул «армии», но оно, пожалуй, слишком милитаристское. «Стада», наверно, слегка уничижительное. «Флотилии» — это подходяще морское, но, в отличие от кораблей, эти штуки вообще не будут двигаться. Но это некспеху: развернутся до таких размеров они через десятилетие, а может быть, и позже.